|
Представьте себе первозданный лес, в каких-то в двух с половиной сотнях километров от Москвы, берег Волги, еще не широкой, но стремительной и холодной. Где-то вниз по течению глазу открывается белокаменный каньон, закрывающий горизонт. Туда, покоряясь вольному ветру, перекатываются высокие травы. Звенящую тишину 21 июля нарушили голоса участников первой летней Верхневолжской школы авторской песни. Пригласил школу в деревню Молоково Старицкого района Тверской губернии удивительный человек – Владимир Киреев, друг Тверского клуба авторской песни, боцман яхты «Апостол Андрей», побывавшей в кругосветном путешествии. Инициатором и главным организатором школы стал Борис Полевода (уже знакомый читателям журнала «Люди и песни»). Я откликнулась на предложение Бориса Рафаиловича поработать завучем, на мои плечи легло формирование команды преподавателей, составление учебного плана и расписания. Поскольку подобное дело мы проводили впервые, то в большей степени нам пришлось действовать экспериментальным путем.
Почему я решила взять на себя такую ответственность? Два обстоятельства - личный опыт прохождения творческих мастерских на разных фестивалях и руководство детско-юношеской студией авторской песни в городе Сергиев Посад.
Много лет тому назад я впервые с Луганским (тогда я жила в этом городе) клубом авторской песни поехала на представительный, богатый по своему творческому потенциалу фестиваль в г.Харьков, где впервые услышала А.Медведенко, Г.Дикштейна, Ю.Лореса и многих других. Там же я прослушивалась в качестве исполнителя на одной из творческих мастерских, по итогам которой в голове остались слова: девушка, голос у вас хороший, а вот все остальное – и играть вы не умеете и песня очень слабая. Разбираться в силе и слабости песен я тогда так и не научилась, и кроме чувства недоумения и дискомфорта от непрерывного проливного дождя ничего не осталось. Понадобились годы, множество встреч с интересными людьми, подарившими «роскошь человеческого общения», накопленный опыт для того, чтобы подружиться с песенной поэзией, научиться отделять зерна от плевел, и самое главное – более осмысленно подходить к собственному творческому пути.
Сегодня знатоки авторской песни чаще слышат обо мне не как об исполнителе, а как об организаторе детско-юношеского фестиваля авторской песни «Журавлиная родина» и педагоге, воспитанники которого известны уже во многих городах нашей страны и за ее пределами. Наблюдение за работой моих ребят на самых разных творческих мастерских заставляло задуматься о продуктивности такой формы работы. Преимущественно в таких обстоятельствах происходит передача неспециализированного опыта от мастера к его слушателю. Трудно переоценить важность такого взаимодействия. Но не секрет, что и сами мастера бывают неудовлетворены обратной связью и те, кому подобная информация предназначалась. Иногда это происходит из-за возникающих эмоционально-личностных нестыковок. Я прошу прощения за резкость, но иногда у меня возникает чувство, что некоторые руководители творческих мастерских (особенно не очень опытные) упражняясь в риторике просто самоутверждаются за счет указаний на недостатки участников конкурса. Иногда смысловые барьеры возникают из-за неконкретности пожеланий. К примеру, недавно я наблюдала такую ситуацию: молодой человек на свое исполнение песни Визбора получает рецензию «как-то у тебя это плоско получилось, надо бы над формой поработать» А проблема заключалась в том, что у юноши еще не завершился мутационный период, тональность была выбрана неверно, для исполнения всех верхних нот в мелодии ему приходилось неимоверно напрягаться, что естественно привело к зажатости и не позволило донести смысл. Конечно, нередки и диаметрально противоположные варианты – когда наблюдаешь весьма приличную технику исполнения, за которой очень сложно разглядеть личность. В таких случаях конструктивность вообще редкое явление. А после мастерской наступает самый важный период – а что дальше? Что нужно делать, чтобы было развитие? По какому пути идти?
Вот мы и решили попробовать поработать иначе. Форма – школа - абсолютно не нова, а содержание… Нам хотелось, не упуская важные моменты работы с человеком, уделить большое внимание изучению предметов, способствующих творческому росту участников школы. Мы отказались от конкурса, считая, что напряжение, вызываемое состоянием конкуренции в данном случае неуместно. В первый день работы школы все желающие обучаться прослушались перед педагогическим коллективом. После чего педагоги постарались сформировать группы близкие по своему уровню подготовки и обсудили общие задачи. Групп в этом году было четыре, одна из которых объединила совсем начинающих. Там были ребята, которые вообще никогда не держали гитару в руках. Это позволило им из сторонних наблюдателей превратиться в активных участников процесса. В финале работы школы прошел выпускной бал в форме замечательного концерта, каждому учащемуся вручили свидетельство об обучении в Верхневолжской летней школе авторской песни и сувенир.
В этом году мы смогли организовать обучение по следующим дисциплинам:
- гитарный аккомпанемент. Преподаватель – Наталья Калинина (педагог по классу гитары музыкального училища г.Великий Новгород, автор-исполнитель, лауреат «Второго канала» и фестиваля Центрального региона «Это моя песня» в Твери)
- поэтический анализ. Преподаватель – Евгения Смагина (старший научный сотрудник Института Востоковедения АН, преподаватель Московских ВУЗов, поэт, переводчик, член жюри «Второго канала»)
- режиссура песни. Преподаватель – Наталья Никитина (художественный руководитель «Театра Дождей» г.Санкт-Петербург)
- сценическая речь. Преподаватель – Ксения Розова (актриса, занимается научной работой по данной дисциплине)
- сценическое движение. Преподаватель – Александр Маков (актер «Театра Дождей» г. Санкт-Петербург)
- психология. Преподаватель – Татьяна Грабенко (кандидат психологических наук, старший научный сотрудник института им.Валенберга, старший преподаватель института Сказкотерапии г. Санкт-Петербург)
- вокал. Преподаватель – Светлана Цывкина (о себе я уже говорила)
- знакомство с жанром авторской песни для начинающих. Преподаватели – Сергей Калинин (г.Великий Новгород), Надежда Ловцова (г.Тверь), Дмитрий Соколов (г.Москва)
И был у нас один мастер-класс, который мы не ограничивали специализацией, вел его Александр Костромин, человек который не нуждается в особых представлениях, т.к. хорошо известен знатокам жанра во многих ипостасях.
На каждый день имелось свое расписание. У самой сильной группы было по пять учебных пар в день. Такая интенсивность работы обусловлена и сжатыми сроками (10 дней – это намного больше, чем на фестивалях, но все-таки очень мало для такого объема информации) и желанием как можно полнее использовать имеющийся богатейший потенциал преподавателей, которые в один голос говорили об ощущении своей нужности и удовольствии от работы. Каждое занятие завершалось аплодисментами учащихся, нам удалось всем вместе создать доброжелательную, веселую атмосферу, наполненную радостью взаимного общения. Сама собой возникла необходимость взаимодействия педагогов. Если на режиссуре песни возникали препятствия из-за недостатка в произношении, то тут же подключался педагог по сценической речи, когда на своем занятии Александр Костромин разбирал с воспитанниками теорию архетипов, то на психологических тренингах эта тема имела продолжение с песенными иллюстрациями. После сложных и статичных занятий возникало естественное желание подвигаться и огромный вклад в раскрепощение учащихся внесли занятия по сценическому движению. В свободные часы преподаватели посещали занятия коллег и это создавало ощущение единой команды, в которой каждый чувствует себя участником общего дела.
Чтобы накопившаяся усталость не перечеркнула наши успехи, в середине учебного курса мы сделали разгрузочный день, во время которого побывали на экскурсии в Старице – в одном из самых исторических районов Тверской губернии, увидели Старицкий Успенский монастырь, который в этом году отметил свое 895-летие.
Перед отъездом мы подвели итоги работы школы и с преподавателями, и с руководителями делегаций. При всем том, что заключительный концерт существенно отличался по своему качеству от предварительного прослушивания, мы понимаем, что основные результаты можно ожидать через какое-то время.
Отправляя этот отчёт в журнал «Люди и песни», читательскую аудиторию которого без сомнения заинтересует работа школы, мы не ставим задачей безразмерное её расширение. Скорее всего, организованная часть будущих учащихся и педагогов сформируется в результате отбора на многочисленных фестивалях.
Но это уже дело перспективы, которую в скором времени нарисует Борис Полевода.
Спасибо всем, кто тем или иным образом был причастен к этому начинанию. Кто спорил с нами, кто поддерживал нас, кто надолго «заболел» этой идеей. А Владимиру Кирееву семь футов под килем и успешной кругосветки.
|